13 сентября в Чебоксарах Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева и Глава Чувашии Михаил Игнатьев приняли участие в пленарном заседании III Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России», которое прошло в Чувашском государственном академическом театре имени К.В. Иванова.
В состав президиума III Всероссийского съезда учителей сельских школ вошли также помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию Вячеслав Никонов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию Алена Аршинова, председатель Всероссийского педагогического собрания, Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского Валентина Иванова.
В работе Съезда приняли участие 505 делегатов из 62 регионов Российской Федерации. В ходе мероприятия обсуждены перспективы развития системы образования в сельской местности.
Глава Чувашии Михаил Игнатьев со словами благодарности обратился к Министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой за оказанное высокое доверие и решение о проведении в Чувашии Всероссийского съезда учителей сельских школ.
Руководитель региона делегатам, участникам, организаторам и гостям III Всероссийского съезда учителей представил информацию о развитии Чувашской Республики.
Глава Чувашии подчеркнул, что во главе образовательного процесса стоят не технология и инфраструктура, а педагог. Именно благодаря профессионализму учителей республики растет число победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. В республике принимаются меры, направленные на стимулирование и поддержку талантливых педагогов.
Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев поприветствовал педагогических работников и гостей съезда от имени полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округеМихаила Бабича. Он отметил, что вопросы создания условий для получения качественного образования являются приоритетными в государственной политике.
Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию Вячеслав Никонов отметил, что в этом году во все образовательные учреждения страны пошли 30 млн детей, 2,5 млн педагогов и 2,5 млн работников, которые обеспечивают учебно-воспитательный процесс. «Сельский учитель – главная фигура в системе образования страны. В этой сфере трудятся самоотверженные люди, от работы которых во многом зависит будущее села», – сказал Вячеслав Никонов.
Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков рассказал, что сам является выпускником сельской школы. Он поблагодарил педагогов за их непростой, важный и благородный труд, отметил профессионализм учителей, благодаря которому все больше выпускников сельских школ, в том числе из Чувашии, поступают в лучшие вузы страны.
Герой России, космонавт, руководитель «Российского движения школьников» Сергей Рязанский рассказал о деятельности и планах работы общероссийской детско-юношеской организации. По его словам, важная задача движения, помимо методической работы, – это совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, подготовка людей, которые работают с детьми.
Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева в своем выступлении акцентировала, что работа учителя на селе – это миссия, а школа в сельской местности – это настоящий социально-культурный центр. «Пока жива школа, живет и село», – отметила Министр.
Ольга Васильева подчеркнула, что нужно «найти оптимальный механизм финансирования межведомственного взаимодействия, где любой житель села может воспользоваться школьной библиотекой, а также школьным медицинским кабинетом, потому что для сельской школы финансирование с других отраслей — дополнительная поддержка».
Министр заявила о своих намерениях продолжать совершенствовать единый государственный экзамен, а именно сокращать количество тестовых заданий и увеличивать количество творческих. Ольга Васильева также пообещала сделать прозрачной начисление зарплаты учителям и закрепить ее базовую часть на уровне 70 % от общей суммы.
Ольга Васильева отметила, что первоочередной задачей системы образования является совершенствование начального звена. Министр обратила внимание и на необходимость развития электронных образовательных ресурсов,напомнила, что в 2016 году было выделено 3 млрд рублей из федерального бюджета на приобретение 1835 школьных автобусов. Было отмечено, что в 2017 году на эти цели будет направлено еще 3 млрд рублей.
С отдельными словами благодарности Ольга Васильева обратилась к учителям, которые связали свою жизнь с селом.
Министр образования Пензенской области Александр Воронков выступил с докладом «Закрепление учителя на селе – ключевая забота государства и общества».
Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов представил доклад «Сельский учитель в векторе модернизации образования».
Директор Татановской средней школы Тамбовского района Тамбовской области, председатель Ассоциации «Агрошколы России» Ольга Илларионова рассказала о механизмах и условиях обеспечения равных возможностей при получении качественного образования в сельских школах.
Директор Радищевской средней школы № 2 имени А.Н. Радищева Ульяновской области Светлана Стрелкова выступила с докладом по теме «Школа – социокультурный центр микрорайона рабочего поселка».
Учитель английского языка средней школы поселка Сенное Севского района Брянской области Валентина Климова представила доклад на тему «Семья и сельская школа: формы сотрудничества».
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев рассказал о проведении единого государственного экзамена в сельских школах. Он отметил, что количество выпускников, не преодолевших минимальные пороги по ЕГЭ и не получивших аттестат, уменьшилось, что Единый государственный экзамен открыл большие возможности для поступления в высшие образовательные учреждения страны ребятам из российского села. «Сегодня каждый четвертый, поступивший на бюджетное место, – это выпускник сельской школы», – констатировал он.