ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: МЕСЯЦ С НОВЫМ МИНИСТРОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Подошел к концу первый месяц работы Ольги Васильевой на посту министра образования и науки РФ. О новых инициативах главы Минобрнауки России в специальной подборке ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОРТАЛА "Российское образование". 

Учат в школе

В преддверии начала учебного года министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила несколько идей по оптимизации учебного процесса. 

Потенциальные изменения не коснулись «основных предметов» – русского языка, математики, истории, физики и т.д. Зато, к примеру, может появиться новый формат уроков физкультуры. 

«У школы есть возможности. Мы мало делаем для художественного и музыкального воспитания наших детей. Почему бы не сделать третий урок физкультуры – ритмику, или спорт движения под музыку… Музыка, движение – для развития ребенка это плюс, шаг вперед. Главное – подойти творчески».

Творческий подход необходим и к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Прежде всего, мы исходим из того, что курс направлен на формирование нравственных и культурных ценностей человека, поэтому анализ, который должен произойти, будет многоплановым. Это очень интересный предмет, и главное, что это один из курсов, в основе которых – формирование человеческой личности».

Особое внимание будет уделяться трудовой деятельности: «Мы должны воспитать человека, который будет готов трудиться, получать радость от своего труда. Леность – основа порока. Человек должен трудиться – душой, руками, головой, тогда будет результат», – считает Ольга Васильева. 

Она напомнила, что Минобрнауки РФ будет поддерживать развитие всех производственных бригад, агропромышленных видов деятельности школьников. 

Следующий шаг, который следует сделать школам – профориентационная подготовка: «Школа должна серьезно относиться к вопросам профориентации и прикладывать все усилия для того, чтобы профориентация в школе была».

Вторая и третья смена должны будут уйти в прошлое: «Мы сделаем все возможное для того, чтобы у нас не было не только третьей смены, но и второй – программа 2025 уже действует, развивается, будет выполнена». 

Отцы и дети

Воспитание подрастающего поколения, семейные ценности – еще один важный пункт программных выступлений главы Минобрнауки РФ. 

По мнению Васильевой, молодые родители нуждаются в психолого-педагогической помощи, и специальные программы по созданию семейных клубов станут хорошим подспорьем для всех. 

«В 2016 году была принята программа на 4 года – «Родительский университет. (сеть центров, оказывающих профессиональную помощь родителям в воспитании детей – прим. ред.) Думаю, что наша постоянная совместная работа и постоянное обучение даст неплохие результаты».

Васильева призвала родителей внимательно относиться к «погружению» детей в сеть Интернет: «Родители, дома вы можете делать все возможное, чтобы блокировать программы и компьютерные игры, которые отбирают так много времени. Можете ограничивать скачивание файлов, которые скачиваться не должны – это дома, тут вы вправе решать, какие доступы вам ограничить». 

«Драмкружок, кружок по фото»…

Обучение в школе – это не только уроки, но и дополнительные занятия, уверена Ольга Васильева: «Необходимо, чтобы он (ребенок) занимался активной деятельностью: кружковая работа, спорт, музыка, техническое творчество, чтобы отвлекать его от желания находиться все время в сети».

В настоящее время созданы все нормативные возможности для реализации Программы дополнительного образования детей: «В последние годы значительно увеличилось количество кружков, которые организованы на базе школ. Это удобно в первую очередь родителям малышей, так как ребенок находится в школе», – подчеркнула министр.

Кстати, частью дополнительного образования может стать и… летний отдых, традиционное время долгих каникул.«Сейчас проблема решения детского отдыха возложена на Министерство образования и науки. Мы исходим из того, что летний отдых – три месяца отдыха – будем рассматривать как дополнительное образование», – заявила Ольга Васильева.

Мы ищем таланты!

Новый министр образования верит в то, что каждый ребенок талантлив, и считает развитие его способностей важнейшей государственной задачей:

«Но есть дети и подростки, которые с ранних лет показывают выдающиеся достижения в той или иной сфере, и работа с такими детьми требует особого внимания государства. Но еще раз хочу подчеркнуть, что каждый ребенок талантлив и наша задача – каждому ребенку помочь его развить».

Чтобы помочь школьникам и студентам проявить свои способности, Минобрнауки РФ планирует «сформировать максимально разнообразный перечень конкурсов» и вводить  новые интеллектуальные состязания – такие, как всероссийский конкурс школьных проектов, который может стартовать в 2017-2018 учебном году.

«Отличительной особенностью конкурса является то, что он носит надпредметный характер и здесь каждый ребенок может предложить свой проект, свое изобретение, свою акцию».

Инклюзия без иллюзий

Для детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы все условия: коррекционные школы не  закроют. «Считаю, что это одно из приоритетных для меня внутренних направлений, я знаю эти проблемы в этой сфере, сделаю все возможное, чтобы сфера образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью развивалась».

Планируется также расширение центров коррекции речи: «До 2020 года на поддержание и расширение центров по коррекции речи будет выделено 320 млн рублей. Было бы очень здорово, если бы логопеды были в каждой школе, но пока ориентируемся на эти центры».

Были внесены изменения в закон об образовании, реформирована работа психологов и методических комиссий, разработаны учебно-методические программы. 

«Ровно через год будет конгресс дефектологов, которого не было давно, я уверена, что мы услышим о выдающихся успехах, которые были ранее в нашей школе дефектологии», – напомнила Васильева.

Учителя – вне сферы услуг

Особая роль в образовательном процессе отводится, конечно, учителю. «Учитель – это служение, это призвание, это не услуги… мы воспитываем и обучаем будущее поколение страны. Сегодня малыши – завтра народ. Не нужны нам дополнительные меры защиты – мы учителя», – считает глава Минобрнауки РФ. 

Не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения – вот задача современных учителей: «Образование – это обучение воспитанию, воспитание обучению. И школа всегда формировала личность одного человека, а не узкого специалиста. Поэтому для меня приоритет – воспитание».

Министр обещала уделять особое внимание «совершенствованию профессионального мастерства педагогов, проводить повышение квалификации, дополнительное обучение, организовывать форумы и семинары для профессионального общения с целью обмена опытом, выявления лучших практик, а также проводить конкурсы профессионального мастерства» – словом, делать все для того, чтобы профессия учителя была в нашей стране почетной и важной.

Что касается зарплаты педагогов, то она будет формироваться по новой схеме: «Уже готовится нормативная база, что зарплата будет состоять на 70% из базовой части и на 30% стимулирующих выплат, это будет касаться всех образовательных организаций. Это уже решенный вопрос», – сказала Ольга Васильева.

Для молодых учителей предусмотрена поддержка: «Молодые учителя на селе поддерживаются денежной выплатой в виде грантов – ставки 20-25%, которые называются подъемными, выделение квартир, участков земли».

Кроме того, Васильева подчеркнула важность наставничества в педагогике: «Наша задача, чтобы наставники – пусть не на такой нагрузке, как молодые учителя, – оставались и передавали то, что умеют делать сами».

Министр уточнила, что программа наставничества реализуется практически во всех регионах России. 
 ЕГЭ: дальше – интереснее?

По мнению Ольги Васильевой, Единый государственный экзамен является большим социальным благом: «Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что пределу совершенства быть не может. Но я не думаю, что будут какие-то кардинальные изменения, будет отшлифовываться то, что уже есть, в частности сокращение тестовой части». 

Еще один штрих к портрету будущего ЕГЭ – введение оценок за итоговое сочинение: уже через три-четыре года эта часть письменного экзамена не будет оцениваться по принципу «зачет/незачет», а даст возможность школьникам набрать баллы. 

«Мы должны вновь постепенно сделать так, чтобы оценка за сочинения вернулась в школу, чтобы учителя имели право оценивать труд своих учеников».

По итогам изменений в ОГЭ 9 класса, где появится устная часть по русскому языку и литературе, может корректироваться и будущий ЕГЭ: «Мы сделаем анализ того, что произошло в 9 классе, оценим результаты и будем двигаться дальше, в старшие классы. Поступательно, без резких скачков, используя лучшее, что есть».

Что касается дополнительных часов для подготовки к ЕГЭ, то об этом школы могут забыть: «Я буду категорически против того, чтобы шло натаскивание на ЕГЭ внеурочное время – официально в рамках школы. Просто подготовить к ЕГЭ без прохождения всей программы – невозможно», – резюмировала глава Минобрнауки РФ.

Высшее и профессиональное образование

Высокую оценку Ольга Васильева дала современной высшей школе: «У нас большие достижения в системе высшего образования, о которых мы должны не стесняясь говорить, хорошие научные проекты, только беда в том, что не все и не про все знают».

Она отметила, что в настоящее время идет работа над созданием национального рейтинга вузов (этим занимается Российский союз ректоров). 

«Думаю, первая апробация пройдет в 2017 году. И более того, я считаю, что должна быть создана и российская система оценки наших научных публикаций. Это тоже сейчас в работе», – подчеркнула глава Минобрнауки РФ.

Для иностранных слушателей подготовительных отделений вузов будет введен обязательный экзамен по русскому языку:«Думаю, что должный уровень подготовки по русскому языку потом обеспечит им успешное обучение по программам высшего образования совместно с российскими студентами».

Ожидаются некоторые изменения в аттестации выпускников колледжей: они будут сдавать выпускной квалификационный экзамен: «Его задача – показать, что реально человек может сделать, то есть он сдает не только теорию, но и практику».

 

Первоисточник: Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ