Безопасность в учреждении: как правильно вести себя, если здание захватили террористы

Безопасность в учреждении: как правильно вести себя, если здание захватили террористы

За последние годы в российских школах несколько раз совершались вооруженные нападения – в Керчи, в Казани, в Перми. На этой неделе произошла новая трагедия – стрельба в ижевской школе №88, жертвами которой стали 17 человек и большинство из них – дети. Эти ЧП объединяет одно – низкий уровень безопасности в учебных учреждениях и то, что преступник смог зайти в них с оружием в руках. Каких правил следует придерживаться, если здание захватили террористы. Ведь простые рекомендации иногда помогут спасти жизнь.

Правила поведения при стрельбе

Невозможно предугадать поведение террориста и исключить вероятность вооруженного нападения. ЧП может произойти где угодно – начиная от улицы и заканчивая школой или клубом. Психологи настоятельно рекомендуют для того, чтобы сохранить себе жизнь, не поддаваться панике и не пытаться вызвать жалость у террориста – это не поможет, а лишь вызовет еще большую агрессию.

Не привлекать внимание

Прежде всего необходимо помнить, что переговоры с террористом только усугубят ситуацию. В экстренной ситуации важно осознавать – перед вами чужой и опасный человек, кем бы он ни был. Не нужно к нему обращаться, смотреть в глаза, спорить и вообще хоть как-то провоцировать. Важно оставаться незаметным, не делать резких движений, выполнять требования нападающего и по возможности держаться как можно ниже. Например, лечь на пол и молчать.

Действовать в одиночку

Дети очень часто подтверждены стадному чувству – ориентируются на лидеров и стараются действовать по принципу «как все». В ситуации, когда в здании находится террорист, эти приемы не работают. Сбежать от опасности и спрятаться в безопасном месте получается лишь в первые секунды и у быстро думающих одиночек. Если дети начнут кричать или резко двигаться, нападающий наверняка применит оружие.

         Выбрать тактику

Во время вооруженного нападения способен впасть в ступор и взрослый, что уж говорить о ребенке. Между тем следует правильно выбрать тактику действий – бежать, прятаться или бороться. Можно добежать до выхода – по зигзагообразной траектории или пригнувшись. Если сбежать не получается, нужно попытаться спрятаться или забаррикадироваться – под столом или партой, у шкафа или между стеллажами.

Если террорист уже зашел в класс, попытка сбежать закончится плачевно. Нападать на стрелка имеет смысл только в том случае, если уже есть жертвы и ребенок может стать следующей. Тогда можно заговорить с нападающим спокойным голосом, а затем резко броситься ему под ноги или на него, постаравшись задрать его руку с оружием максимально высоко. Однако это самый крайний случай.

Чего не следует делать

1. Противодействовать преступнику (только в самых крайних случаях).

2. Спорить с террористом.

3. Смотреть в глаза.

4. Начинать борьбу и кричать.

 

Как определить преступника

Разглядеть злоумышленника в толпе довольно проблематично. Однако понять, что человек может быть опасен, под силу каждому. Главное – быть внимательным. Потенциальный преступник молчалив. Его поведение беспокойное и суетливое, брови нахмурены, губы сжаты, в глазах – решимость или, напротив, отрешенность от происходящего вокруг. Он словно повторяет что-то про себя. У террориста обычно объемная куртка, под которой можно спрятать оружие. Создается впечатление, что человек не по сезону тепло одет. Если у него объемная сумка, то довольно тяжелая. Держит он ее напряженно, словно желая слиться с ней в одно целое.

 

Как подготовить ребенка к чрезвычайной ситуации

С детьми надо разговаривать о терроризме. Если ребенок не позвонил после того, как вышел из школы, спустя 30 минут, то родители невольно рисуют в голове страшные картины, и это нормально. Неправильно передавать ему свои панические настроения или давить гиперопекой, которая приведет к низкой самостоятельности и, как следствие, к наплевательскому отношению к собственной безопасности. Если с детства реальность воспринимается через слова «боюсь», «страшно» или «опасно», то ребенок будет защищаться от действительности, а не стремиться ее познать.

Родители вполне могут провести аналогию, рассказав о том, что в автомобильных катастрофах гибнет в сотни раз больше людей, чем от действий террористов, однако все при этом продолжают ездить на работу, не опасаясь за собственную жизнь. Важно донести ребенку, что безопасность прежде всего зависит от нас самих.

С младшеклассником стоит обсудить правила поведения в критической ситуации. Если же речь идет о подростках, важно показать им свое доверие с помощью обсуждения важных вопросов. Неплохо разобрать с ребенком причины терроризма.

 «Не стесняйтесь вызвать полицию. Пусть лучше правоохранители три раза приедут по ложному вызову и проверят человека, который по факту не является террористом, чем вы станете свидетелями гибели детей», – уверен психолог.

Если ребенок стал участником ЧП, то задача взрослых – научить его заново жить в этом мире, приняв полученный опыт. Не стоит объяснять с позиции – было и прошло. Важно, чтобы у детей не осталось ощущения того, что они беспомощные жертвы. Любой опыт должен быть нами не забыт, а переосмыслен.